Каким функционалом должен обладать эффективный VR-тренажер по эксплуатации оборудования

Виртуальный тренажер по эксплуатации оборудования должен обладать рядом характеристик и функционала для эффективного обучения и тренировки сотрудников:

1. Имитация реальной среды. Тренажер должен создавать виртуальное окружение, которое максимально приближено к реальной рабочей среде, позволяя сотрудникам практиковать навыки использования оборудования в контексте ситуации, приближенной к реальности. Важно смоделировать помещение, в котором находится объект, звуки, детали обстановки, нужное освещение. Навыки формируются более устойчивыми, если обучение происходит не только на модели объекта, но и в контексте. 

2. Интерактивный интерфейс. Пользователи должны иметь возможность взаимодействовать с виртуальным оборудованием с максимально возможной степенью свободы. То есть обучаться, не только следуя подсказкам в направлении разрешенных инструкцией действий, но и «на собственном опыте», видя наглядные последствия собственных манипуляций. Подобный опыт лучше запоминается, выявляет технические возможности оборудования, физику процессов (например, в какую сторону с каким нажимом поворачивается кран, или что произойдет, если его открыть).

3. Обратная связь. Тренажер должен предоставлять немедленную обратную связь пользователю, помогая ему корректировать действия и улучшать навыки. Желательно, чтобы обратная связь была максимально развернутой, которая не только сообщает верно или неверно он следовал инструкции, но и к чему привели его ошибки, почему он «не прав» и как именно стоит скорректировать свои действия. Развернутая обратная связь является самым главным фактором успешного обучения, формирования устойчивых навыков, согласно многочисленным научным исследованиям обучения в различных сферах.

4. Разнообразие сценариев. Тренажер должен предлагать различные сценарии и ситуации для отработки навыков. В компании НВК «Космософт» мы работаем с 4 основными ситуациями: конструкциями оборудования (его устройства), его технического обслуживания, эксплуатации и техники безопасности персонала. При продумывании сценариев важно учесть поведение пользователя в тренажере, его отклонения от возможной траектории обучения и ответа системы на его «отклоняющиеся» действия – это тоже отдельные дополнительные сценарии. Также стоит продумать поведение системы, и что она предложит пользователю в случае технических багов – еще несколько дополнительных сценариев.

5. Тестирование знаний. Тренажер может включать тесты и задания, чтобы оценить уровень знаний и навыков сотрудников в области эксплуатации оборудования. В VR можно совмещать 2D и 3D-материалы для проверки. Интерактивное взаимодействие может сопровождаться аудио, видео и текстовыми заданиями. Для эффективной проверки знаний необходимо продумать методологию обучения. Стоит придерживаться не столько стремлению сделать все движущимся, трехмерным и интерактивным, сколько осознавать цель контрольных заданий и что они проверяют.

6. Система отслеживания прогресса. Тренажер должен иметь функционал для отслеживания и анализа прогресса обучения каждого сотрудника, что поможет определить уровень подготовки и дальнейшие области улучшения. VR-тренажёр может быть интегрирован с системой, используемой организацией для обучения своего персонала. При выходе из тренажера как руководитель учебной группы, так и каждый отдельный пользователь могут иметь доступ к прогрессу: количеству выполненных заданий, верным и неверным ответам, времени, затраченном на обучении. Также можно привлечь средства машинного обучения, чтобы создать прогностические модели поведения пользователя или сделать сценарии более адаптивные под траекторию обучения пользователя. Также здесь возможно внедрить индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики занятий для каждого сотрудника, показатели его успеваемости в группе других обучающихся.

Все перечисленные характеристики и функционал помогут создать максимально эффективный виртуальный тренажер по эксплуатации оборудования, способствуя повышению навыков и профессионализма сотрудников. При написании технического задания для компании, разрабатывающей тренажер, стоит учитывать данные пункты.

В нашей компании мы создаем подобные виртуальные тренажеры, следуя вышеуказанным принципам, согласно указанной концепции сценариев, наиболее подходящей к промышленным и производственным предприятиям. Мы также придерживаемся методологии обучения заказчика и его технического задания. Создаем тренажеры с учетом поведения пользователя и понимания, насколько эффективен он может быть в использовании персоналом непосредственно в эксплуатации.